Аннотация к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации ОП 09 "Пленэрная учебная практика" (группа "Преподаватели изобразительного искусства (краевой выездной пленэр)") | Краевой учебно-методический центр

Версия для слабовидящих

OK
Телеграм
VK

Аннотация к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации ОП 09 "Пленэрная учебная практика" (группа "Преподаватели изобразительного искусства (краевой выездной пленэр)")

 

Целью реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации "Пленэрная учебная практика" (группа "Преподаватели изобразительного искусства (краевой выездной пленэр)") является углубление, расширение и совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников учреждений дополнительного образования.

 

Задачи:

-        формирование новых знаний умений и навыков, необходимых для успешной и эффективной образовательной деятельности, а также повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

-        создание условий для обогащения педагогической практики слушателей на основе использования современных программ и технологий организации образовательного процесса;

-        способствование формированию у слушателей общепедагогических знаний и практических умений осуществления образовательной деятельности на отделениях изобразительного искусства ДХШ, ДШИ;

-        создание условий для реализации профессионального и творческого потенциала каждого преподавателя предметов изобразительного цикла; 

-        способствование формированию мотивации педагогов к освоению инноваций в художественном творчестве, в том числе регионального компонента;

-        сбор материала для работы над композицией, изучение объектов живой природы, особенностей работы над пейзажем, способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной и воздушной перспективы, равновесия, плановости;

-        проведение практических пленэрных работ, направленных на отработку индивидуальных приёмов пейзажной живописи, впоследствии реализуемых на уроках летней пленэрной практики обучающихся.

 

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Пленэрная учебная практика" направлена на совершенствование следующих профессиональных компетенций преподавателей изобразительного искусства учреждений дополнительного образования:

-        уметь вовлекать учащихся в  художественную деятельность, развивать их воображение, художественно-образное мышление и творческий потенциал, формировать общекультурную компетентность, создавать условия для эстетического развития личности;

-        уметь построить и привести в движение логически завершенную систему педагогической деятельности, комплексное планирование образовательных задач, обоснованный отбор содержания образовательного процесса, оптимальный выбор форм, методов и средств его организации;

-        уметь выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами образования, оценивать результаты педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса, определять новый комплекс педагогических задач;

-        систематизировать работу по раскрытию творческого потенциала;

-        использовать учебно-методическую литературу, критически оценивать, формировать и обосновывать собственные приёмы и методы преподавания;

-        активизировать творческую деятельность в изображении качеств натуры – пластики форм, силуэтов, линий, ритмов, гармонии цветовых сочетаний, световоздушной перспективы и естественной освещенности;

-        выполнять графические и живописные работы в жанре пейзажа;

-        использовать базовые знания и навыки по организации и анализу образовательного процесса, методике подготовки и проведения урока;

-        использовать индивидуальные методы и приёмы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

-        планировать развитие профессиональных навыков у обучающихся;

-        владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией;

-        понимать ценность и уникальность отечественной системы академического художественного образования в учреждениях дополнительного образования;

-        понимать сущность и социальную значимость своей   профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

-        самостоятельного развития профессиональных компетенций;

-        организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

-        использовать умения и знания базовых и профильных дисциплин профессионального образования в профессиональной деятельности;

-        демонстрировать свободное владение анализом выразительных средств изобразительного искусства (рисунок, живопись, графика и др.), проявлять креативность композиционного мышления;

-        творчески использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;

-        проводить целевой сбор и анализ подготовительного материала, выбор художественных и изобразительных средств в соответствии с творческой задачей;

-        последовательно проводить работы над композицией;

-        владеть в письменной и устной форме методиками формирования художественно-эстетических взглядов обучающихся в области изобразительного искусства и культуры;

-        способность к профессиональному анализу произведений изобразительного искусства;

-        в доступной и доходчивой форме доносить до обучающихся пластическую задачу, поставленную перед ними в учебном или творческом задании, умением на практике показать и исправить их ошибки;

-        обучить учащихся практическому владению техниками, технологиями и материалами академических дисциплин изобразительного цикла;

-        развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения;

-        осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

-        использовать знания основных направлений и перспектив развития образования и педагогической науки для формирования собственной индивидуальной траектории повышения квалификации;

-        способность к оценке эффективности обучения предмету (дисциплине) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности;

-        способность к самоанализу профессионального поведения;

-        способность к мотивации профессиональной деятельности в процессе формирования компетенций по направлению "Художественное образование" ("Художественное творчество");

-        способность к удовлетворению образовательных профессиональных потребностей в получении знаний о новейших достижениях и передовом отечественном и зарубежном опыте;

-        способность к профессиональному развитию, обеспечению соответствия квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды;

-        способность к обновлению теоретических и практических знаний в связи с необходимостью соответствия квалификации занимаемой должности и повышением требований к уровню общих и профессиональных компетенций специалистов, а также необходимостью использования современных методов решения профессиональных задач;

-        способность к осознанию социальной значимости своей профессии, обладанию мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, ответственности за результаты своей профессиональной деятельности;

-        демонстрировать понимание целей, задач педагогического процесса и основных принципов педагогики художественного творчества;

-        планировать педагогическую деятельность, ставить цели и задачи воспитания и обучения с учетом возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся;

-        формулировать и применять на практике собственные творческие и педагогические принципы и методы обучения;

-        работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством;

-        самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

-        планировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс, разрабатывать и внедрять инновационные (в том числе авторские) технологии обучения и воспитания для формирования у обучающихся профессиональных умений, навыков, компетенций и современных художественно-эстетических взглядов;

-        формировать систему контроля качества образования обучающихся, опираясь на подходы и методики (в том числе авторские), в соответствии с современными требованиями развития изобразительного искусства и педагогики;

-        соблюдать права и академические свободы обучающихся, содействовать поддержанию учебной дисциплины, уважать человеческое достоинство обучающихся, защищать честь и репутацию учебного заведения;

-        соблюдать требования безопасности жизнедеятельности в образовательном процессе;

-        повышать уровень профессиональной квалификации в соответствии с требованиями законодательства.

 

В результате освоения программы слушатель должен:

знать

-        приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, Краснодарского края;

-        законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

-        содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемым предметам, современные и наиболее эффективные формы и методы обучения и воспитания обучающихся, новые образовательные технологии, включая информационные;

-        основные приемы работы по изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования, основы преподавания дисциплин художественного творчества;

-        методологию профессиональной деятельности, современные образовательные технологии, их специфику, структуру и логику педагогического проектирования, основы методологии и методики диагностической деятельности;

-        теоретические основы композиции, закономерности построения художественной формы и особенности ее восприятия;

-        основные технические разновидности, функции и возможности живописи;

-        закономерности построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;

-        способы  передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

-        законы, правила, приемы и  средства  композиции, законы воздушной перспективы;

-        особенности восприятия пространства и цвета в натуре и изображении;

-        свойства  цвета, законы  колорита;

-        произведения  изобразительного  искусства  отечественных  и  зарубежных  мастеров  пейзажа;

-        принципы сбора и систематизации подготовительного
материала и способы его применения для воплощения творческого замысла;

-     особенности изобразительного искусства, различные художественные школы;

-        особенности учебно-творческого процесса  при преподавании академических дисциплин  изобразительного цикла;

-        механизмы развития мотивации изобразительной деятельности, методику профессионального обучения изобразительному искусству;

-        теоретические основы и методику планирования уроков по изобразительному искусству для школьников разных возрастных групп;

-        методические основы и особенности преподавания изобразительного искусства с применением современных средств обучения, в том числе характеристику форм, методов и приемов организации изобразительной деятельности школьников, классические и современные (инновационные) формы и методы обучения изобразительному искусству;

-        требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

 

уметь

-        актуализировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменениями законодательства РФ в области образований и дополнительного образования;

-        конструировать образовательный процесс на основе дифференциации и интеграции педагогических технологий;

-        использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в области дополнительного образования; знания психологии и педагогике в профессиональной деятельности;

-        отбирать и проводить анализ изобразительного материала;

-        работать с юными художниками, добиваясь раскрытия художественного образа,  выбирать и использовать в работе выразительные средства;

-        рисовать, писать акварелью, маслом и работать другими художественными материалами с натуры, по памяти, представлению, воображению, сочинять графические, живописные, декоративно-прикладные и оформительские композиции;

-        технически умело выполнять эскизы и композиции;

-        находить новые живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

-        раскрывать и реализовывать творческую индивидуальность участников образовательного процесса;

-        использовать правовые знания, соблюдать этические нормы в работе с обучающимися;

-        передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

-        применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция;

-        сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

-        использовать методы организационной деятельности и высокую культуру общения в художественно-творческом процессе;

-        осознанно  применять  на  практике  полученные  теоретические  знания;

-        соблюдать в работе основные этапы выполнения этюда в условиях пленэра: композиция этюда, подготовительный рисунок, обобщенное живописно-пластическое изображение (лепка формы цветом), завершение этюда;

-        передавать в работе влияние световой и цветовой среды на  предметные  цвета;

-        воспринимать натурный  мотив  и  собственную  работу  цельно, осознанно размещать  главные  и  второстепенные  элементы  изображения.

-        оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

-        анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления, находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

-        оценить эффективность обучения предмету (дисциплине) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса;

-        разрабатывать, подготавливать и осуществлять просмотры, художественные программы и постановки;

-        методически обеспечивать функционирование групп обучающихся;

-        применять разнообразные формы методической деятельности, разрабатывать необходимые методические материалы;

-        ставить цели, мотивировать деятельность учащихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;

-        самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

-        находить и использовать информацию по истории изобразительного искусства, методическую и другую информацию, необходимую для подготовки к урокам;

-        анализировать подготовку и проведение уроков, корректировать и совершенствовать их, вести учебно-методическую документацию, разрабатывать предложения по её совершенствованию и коррекции, работать в диалоге с коллегами и руководителем образовательного учреждения;

 

владеть

-        профессиональными компетенциями, необходимыми для совершенствования педагогической деятельности;

-        навыками самостоятельной работы с учебно-методической литературой и краеведческим материалом в области дополнительного образования;

-        навыками творческого использования средств живописи, их изобразительно-выразительных возможностей;

-        умением проведения целевого сбора и анализа подготовительного материала, выбора художественных и изобразительных средств в соответствии с творческой задачей;

-        навыками последовательного ведения работы над композицией;

-        навыками восприятия натуры в естественной природной среде;

-        навыками передачи световоздушной перспективы;

-        навыками работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей;

-        навыками анализа планов проведения уроков изобразительного искусства летней учебной (пленэрной) практики, разработки предложений по их совершенствованию, определения цели и задач, планирования и проведения уроков изобразительного искусства;

-        методом работы пропорциональными цветотоновыми  отношениями;

-        различными живописными материалами и техниками;

-        способами  выбора  темы, мотива, точки  зрения, состояния, отбора  и  организации  зрительной  информации  для  достижения  максимальной  полноты  и  выразительности  художественного  образа;

-        методами  работы  над  наброском, этюдом, эскизом, пейзажной  картиной;

-        запасом  зрительных  представлений, впечатлений, образов  памяти  и  воображения, позволяющих  создавать  педагогические  рисунки  по  данной теме;

-        основными  методами  и  технологиями  создания  творческих  пейзажных  произведений  и  знанием  методов  обучения  и  воспитания  для  руководства  художественно-творческой  работой  учащихся  в  этом  жанре  изобразительного  искусства;

-        навыками наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с администрацией и другими преподавателями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции; ведения учебной документации.

 

Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации "Пленэрная учебная практика" (группа "Преподаватели изобразительного искусства (краевой выездной пленэр)")

Категория слушателей – педагогические работники учреждений дополнительного образования

Форма обучения – очная (с отрывом от работы)

Нормативный срок обучения – 72 часа

 

п/п

Наименование

дисциплин (модулей)

Всего

часов

В том числе Форма контроля
Аудиторные занятия Самостоя-тельная работа
Лекции Практические занятия
1. Модуль 1 "Нормативно-правовое обеспечение" 2 2      
2. Модуль 2 "Педагогика и психология" 2 2      
3. Модуль 3 "Информационные технологии" 2 2      
4. Модуль 4 "Предметная деятельность. Информационно-методическая работа" 65 33 32    
  Итоговая аттестация 1       Зачет (просмотр)
  Итого занятий (часов) 72 39 32    

 

mink
minkk
logo_obr_nauki
logo__prosv
nelbanner
buro
np_kuban
logo_tel_dover
antiterror
antikor
Россия, г. Краснодар, ул. Рашпилевская 75
8 (861) 253-34-13
e-mail: kumc@mk.krasnodar.ru
e-mail: knmck@mail.ru
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

© Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования и культуры Краснодарского края