О центре | Краевой учебно-методический центр

 

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования и культуры Краснодарского края «Краевой учебно-методический центр» (далее – Центр) — это современное многофункциональное учреждение, обеспечивающее конституционные права граждан на доступ к культурным ценностям, осуществляющее координацию деятельности учреждений культуры по организации досуга различных возрастных и социальных групп населения, удовлетворяющее потребности специалистов отрасли культуры в интеллектуальном, культурном и профессиональном развитии посредством получения дополнительного профессионального образования. Центр реализует государственные программы Краснодарского края по развитию культуры, художественного образования, сохранению и использованию историко-культурного достояния в интересах населения края, содействует министерству культуры Краснодарского края в организационно-методическом сопровождении различных направлений деятельности учреждений культуры, образовательных организаций культуры и искусства.

Наряду с проведением общественно значимых социально-культурных и методических мероприятий с участием государственных и муниципальных учреждений культуры, образовательных организаций, в числе основных видов деятельности Центра является реализация дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) специалистов отрасли «Культура, искусство и кинематография» в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности.

История Центра как новой самостоятельной организации, созданной в форме слияния в результате реорганизации государственного учреждения культуры Краснодарского края «Краевой научно-методический центр культуры» и государственного образовательного учреждения Краснодарского края «Краевой учебно-методический центр по подготовке и повышению квалификации кадров культуры и искусства» в государственное бюджетное образовательное учреждение культуры Краснодарского края «Краевой учебно-методический центр культуры и повышения квалификации», начинается с 2011 года. Реорганизация произошла в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 августа 2010 года № 739-р в целях повышения эффективности учебно-методического обеспечения непрерывного профессионального образования, переориентации содержания и технологий дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) на личностный и профессиональный рост специалистов отрасли «Культура, искусство и кинематография».

В 2016 году в целях приведения в соответствие с Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственное бюджетное образовательное учреждение культуры Краснодарского края «Краевой учебно-методический центр культуры и повышения квалификации» переименовано в государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования и культуры Краснодарского края «Краевой учебно-методический центр» (основание — приказ министерства культуры Краснодарского края от 09 марта 2016 года № 76 «Об изменении наименования государственного бюджетного образовательного учреждения культуры Краснодарского края «Краевой учебно-методический центр культуры и повышения квалификации»).

Несмотря на столь короткий период деятельности Центра как самостоятельного организма его исторические корни уходят в 70-е годы прошлого столетия, когда были созданы организации, ставшие организационной основой для деятельности современного Центра. С одной стороны, это — научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы, созданный в 1979 году на базе двух краевых организаций: Дома народного творчества и научно-методического кабинета. С другой — краевой учебно-методический центр по подготовке и повышению квалификации кадров культуры и искусства, созданный в 1995 году путем слияния 2-х краевых организаций: краевого методического кабинета учебных заведений культуры и искусства и курсов повышения квалификации кадров культуры и искусства.

История каждого из них — огромная веха творческого пути, активной творческой деятельности, богатой интересными событиями и незабываемыми встречами, большой и плодотворный период становления, приумножения славных традиций, исполненный творческими поисками и успехами.

Краевой научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы создал целостную систему методического обеспечения всех направлений деятельности клубных учреждений края. Были созданы  жанровые отделы: музыкального, хореографического, театрального искусства, где работали увлеченные, творческие люди, профессионалы своего любимого дела. Основные направления культурно-просветительной работы осуществлял отдел политико-воспитательной, культурно-массовой работы и режиссеры клубных мероприятий.

В 80-х годах XX века КНМЦК стал инициатором проведения на Кубани первых праздников «День города» и «День семьи» в г. Кропоткине, опыт проведения которых был заслушан на президиуме Верховного Совета СССР и получил распространение в крае и за его пределами. В этот же период прошли первые Всесоюзные фестивали народного творчества: самодеятельной песни « Товарищ гитара», сюжетных танцев под девизом  «Мир, труд, созидание», марш-парады духовых оркестров, «Праздник поэзии», «Праздник народного и бального танца» и другие массовые мероприятия. Старший научный сотрудник Центра Эльвира Елизаровна Шахова была награждена  золотой медалью ВДНХ за методический материал « Слово о хлебе». 

В 90-е годы интенсивно развивалось фестивальное движение на межрегиональном уровне среди народных театров в городах Сочи, Туапсе, Анапа, ст. Тбилисской, проходили смотры, краевые и межрегиональные конкурсы бального танца, выступления любительских цирковых коллективов.  Происходило зарождение фестивалей «Золотое яблоко», «Троица», «Кубань поет Пономаренко», «Юные звезды Кубани», «Серебряные струны», «200 лет со дня рождения А.С. Пушкина», «Фестиваль циркового искусства».

В начале 90-х годов КНМЦК инициировал проведение  фестиваля национальных культур «Культура сближает народы». В 1997 году прошла первая краевая научно-практическая конференция «Проблемы и пути дальнейшего развития народного художественного творчества».

Именно КНМЦК была разработана новая концепция своей деятельности и определена стратегия развития клубной подотрасли  применительно к новым социально-экономическим условиям. Была создана  инфраструктура методического обеспечения: городские и районные методические службы различных типов, которые на протяжении всех лет тесно и продуктивно взаимодействуют с  головным учреждением.

В начале нового столетья краевые смотры конкурсы любительского художественного творчества стали проводиться  в новых формах единых концертных программ всех городов и районов края под названием «Всероссийский фестиваль детских и молодежных любительских театров», «Лазурная маска», ВИА и рок- групп «Зеленая поляна».

Проведены первый краевой фестиваль-конкурс детского художественного творчества  «Адрес детства — Кубань», конкурс мастеров декоративно-прикладного искусства — «Ремесла Кубани».

Краевой методический кабинет учебных заведений культуры и искусства был создан в 1974 году, а в 1995 году реорганизовался с курсами повышения квалификации в краевой учебно-методический центр по подготовке и повышению квалификации кадров культуры и искусства. С первых лет существования он занял одно из первых мест среди аналогичных организаций страны и его опыт был обобщен в 1979 году министерством культуры РСФСР.

Среди главных задач методического кабинета с самого начала деятельности стало обеспечение доступности художественного образования путем увеличения сети детских музыкальных, художественных школ и школ искусств. Если до 1974 года количество сетевых единиц составляло всего 85, то к 1989 году уже насчитывало 187 единиц.

Важным в этом направлении стало приведение в относительное соответствие развития всех отделений в музыкальных школах, так как в большинстве школ ведущими инструментами были фортепиано и баян. Методический кабинет поставил своей задачей ориентировать учебные заведения края на развитие оркестровых отделений (струнно-смычковые и духовые инструменты).

Была создана система организации методической работы и взаимосвязи с учебными заведениями начального и среднего звеньев посредством объединения школ в зональные методические объединения по территориальному признаку, за каждым из которых были закреплены группы кураторов по всем отделениям. 

Для преподавателей ежегодно проводились конференции с приглашением ведущих педагогов Москвы и Ленинграда, обобщался опыт ведущих преподавателей школ Краснодарского края. Ежегодно для пополнения методического фонда школ кабинет издавал 3–5 методических разработок ведущих преподавателей учебных заведений края и страны.

Особое внимание кабинет уделял разработке инструктивных документов. Были подготовлены материалы по планированию и отчетности, проведена паспортизация всех учебных заведений, позволившая наблюдать и анализировать работу каждой школы.

Одной из приоритетных задач методического кабинета стало распространение нового прогрессивного педагогического опыта и оперативное методическое обеспечение учебного процесса. В Краснодарском крае проводились мастер-классы и творческие лаборатории выдающихся педагогов-исследователей: Г.А. Струве, В.Л. Виноградова, С.А. Измайловой, М.В. Старчеус и др.

В 90-х годах прошедшего столетия методический кабинет, а после слияния в 1995 году Центр активно занимался инновационной деятельностью, стимулировав широкое развертывание в Краснодарском крае педагогического эксперимента в учебных заведениях культуры и искусства. Экспериментальное образовательное поле в крае объединило 22 учебных заведения, работавших в режиме эксперимента 8 лет (с 1994 по 2001 годы). Нормативно-правовые, финансово-экономические и содержательные основы деятельности были закреплены приказами управления культуры от 13.04.94.г. № 94-П «Об утверждении списка учебных заведений нового типа»» и от 14.04.94.г. № 95-П «Об утверждении временного положения об экспериментальном учебном заведении начального эстетического образования нового типа в Краснодарском крае», Постановлениями коллегий департамента культуры от 22.06.95. №7, от 26.12.96.г. №31 «О ходе экспериментальной работы в учебных заведениях начального эстетического образования нового типа».

Тематикой педагогических исследований являлись: «Развитие системы непрерывного художественно-эстетического образования и воспитания» (ДШИ г. Геленджика), «Создание и функционирование интегрированной модели образовательного учреждения в рамках реализации программы общего, среднего и дополнительного образования» (ДШИ г. Горячий Ключ, ДМШ ст. Темиргоевской), «Создание адаптивной среды художественного образования» (ДХШ № 1 г. Сочи, ДХШ г. Новороссийска), «Традиционная культура Кубани в контексте преподавания изобразительного искусства» (СХШ № 3 г. Краснодара), «Общеэстетическое развитие и образование детей в рамках межшкольного сельского комплекса» (ДШИ ст. Красноармейской), «Раннее прогнозирование и развитие творческих способностей детей» (ДМШ гг. Краснодара, Кропоткина, Анапы, Армавира, Тихорецка, Приморско-Ахтарска, гимназии искусств гг. Крымска, Славянска-на-Кубани), ДМШ и ДШИ гг. Гулькевичи, Темрюка, п. Ахтырского Абинского района), «Работа с одаренными детьми» (ДМШ № 1 им. Г. Пономаренко г. Краснодара), «Коллективное и индивидуальное музицирование в авторских классах» (ДМШ гг. Абинска, Тимашевска), «Обучение и воспитание детей средствами народной культуры Кубани» (краевая детская экспериментальная средняя общеобразовательная школа народного искусства).

В это же время была полностью сформирована периодичность проведения краевых конкурсно-выставочных мероприятий. Традиционными в системе образовательных мероприятий Центра стали краевые конкурсы исполнительского мастерства, олимпиады, выставки художественного творчества, проводимые по всем направлениям и специальностям среди учащихся и студентов детских музыкальных и художественных школ, школ искусств и образовательных учреждений среднего профессионального образования края. Основными параметрами здесь и на сегодняшний день являются четкая периодичность проведения конкурсных мероприятий, массовость участия в них солистов и творческих коллективов, оценка результативности в соответствии с возрастными категориями, а также компетентное жюри, в состав которого входят выдающиеся педагоги и исполнители как региональных, так и столичных вузов культуры и искусства.

Выстроенная в крае система конкурсно-выставочных мероприятий регионального уровня способствует постоянному росту исполнительского мастерства учащихся, выявлению одаренных, талантливых детей, демонстрации достижений образовательных учреждений, сохранению лучших традиций исполнительской школы.

Накопленный передовой опыт стимулировал проведение на базе Центра в 1995 и 1997 годах Всероссийских семинаров руководителей Методических центров.

Приоритетной задачей культурно-образовательной политики Центра было и остается развитие кадрового потенциала путем через реализацию дополнительных профессиональных программ в соответствии с новыми тенденциями в развитии российской культуры, образования, мировым опытом. Содержание программ курсов направлено на обновление и расширение профессиональных компетенций работников культуры и искусства, применение профессиональных стандартов, повышение качества предоставляемых образовательных услуг. Ориентация на современные образовательные технологии, соединение теории и практики в процессе обучения стимулирует развитие у слушателей способностей применения полученных знаний для решения задач практического характера.

Многие годы эти два Центра являлись несомненными лидерами в крае, России по новизне и значимости инновационных идей и методик, внедрению эффективных моделей построения регионального культурно-образовательного пространства, сохранению и развитию нематериальной культуры и народного творчества, использованию талантов своих сотрудников в служении культуре края, культуре России.

Сегодня в структуру Центра входят 9 отделов и библиотека. В Центре работают 72 сотрудника. В составе сотрудников Центра — 1 заслуженный работник культуры Российской Федерации, 5 заслуженных работников культуры Кубани, 1 кандидат исторических наук, 1 кандидат педагогических наук.

Центр осуществляет координацию деятельности 1087 учреждений культурно-досугового типа, 13185 культурно-досуговых формирований, 27 парков, из которых 11 парков располагаются в крупных городах и 16 – в небольших городах и сельской местности; 175 организаций дополнительного образования, в том числе 27 детских художественных, 27 музыкальных школ, 119 школ искусств, 1 детской хоровой школы, 1 детской школы искусств традиционных народных ремесел Кубани, средней общеобразовательная школы-интерната народного искусства для одаренных детей им. В.Г. Захарченко, специализированной музыкальной школы слепых и слабовидящих детей в г. Армавире; 6 профессиональных образовательных организаций.

Центр организует и проводит краевые конкурсы, выставки, фестивали в рамках государственных программ Краснодарского края «Дети Кубани», «Развитие культуры», «Доступная среда», «Противодействие незаконному обороту наркотиков», федеральной целевой программы «Культура России»;  работу по реализации Закона Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Закона Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».

Основные мероприятия, организацией и проведением которых занимается Центр:

• краевой фестиваль-конкурс «Во славу Кубани, на благо России!»;

• краевой фестиваль «Адрес детства – Кубань»;

• краевой фестиваль искусств «Кубанская музыкальная весна»;

• фестиваль творческих семейных династий «Радуга семейных талантов»;

• Всероссийский фестиваль любительских театральных коллективов «Черноморские театральные встречи»;

• краевой фестиваль художественного творчества инвалидов «Мы есть у тебя, Россия»;

• творческие мероприятия в рамках фестивальных сезонов этнокультурного комплекса «Атамань»;

• организация и проведение торжественных приемов.

 

Специалисты Центра проводят мероприятия, направленные на развитие традиционной народной культуры, фольклора, декоративно-прикладного искусства, традиционных промыслов и ремесел с учетом культурно-исторических, демографических и национальных особенностей и традиций населения, ведут работу по организации участия мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, любительских художественных коллективов, исполнителей Краснодарского края в международных, российских и межрегиональных фестивалях, конкурсах, ярмарках.

 

Центр проводит мероприятия по методическому, информационному и организационному обеспечению деятельности учреждений культуры, парков культуры и отдыха муниципальных образований края по вопросам организации досуговой работы, в том числе с детьми и подростками, несовершеннолетними, состоящими на всех видах учета, семьями и гражданами пожилого возраста, людьми с ограниченными возможностями здоровья, патриотическому воспитанию и антинаркотической работе.

Сотрудники Центра занимаются обработкой и анализом статистической информации по деятельности образовательных учреждений дополнительного и среднего профессионального образования, клубных учреждений и парков культуры и отдыха, подготовкой сводных данных форм государственной отчетности.

Центр занимается организацией работы краевого Методического Совета, экспертных групп по проведению аттестации педагогических работников.